Лавренюк Галина Николаевна,

учитель химии и ОБЖ

Работа с детьми "группы риска"

(Из опыта воспитательной работы).

 

К положительным результатам работы с детьми группы риска, с низким уровнем воспитанности и другим социальным группам приводят такие методы как:

 посещение проблемных детей на дому, изучение положения ребёнка в семье;

 организация медицинской помощи (консультации врача-психолога и других врачей-специалистов);

 изучение результатов учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности; выявление и учёт пробелов в знаниях, определение путей и способов их ликвидации;

 наблюдение за положением трудных детей в коллективе класса, среди товарищей;

 изучение интересов, способностей, склонностей проблемных детей, возможности включения их во внеурочную деятельность.

Немаловажную роль играет работа с родителями:

 родительские собрания;

 индивидуальные консультации родителей;

 привлечение родителей к общественной жизни класса и школы.

Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:

1) неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера

2) неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребёнка

Родители отметили наиболее часто встречающиеся ошибки:

 на воспитание ребёнка обращалось мало внимания в первые годы его жизни

 отсутствие чётких требований в линии воспитания

 слепая любовь к ребёнку

 единственный ребёнок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи

 у родителей было трудное детство и у ребёнка не должно быть беззаботным

 нетребовательность

 основное внимание родителей на заработок

 семья плохо представляет цели и задачи воспитания

 поддерживают недовольство детей школой, учителями

В большинстве случаев семейных воспитательных ошибок формируется трудная личность ребёнка, которому сформировавшиеся от неправильного воспитания взгляды и поведение трудно вместить в общественные требования. Начинается конфликт ребёнка в семье, в школе, с общественными организациями.

Исправление каждой конкретной ошибки требует своего особого решения. Исправлять ошибки необходимо, но главное - предупреждать их появление. Универсального рецепта быть не может. Верно и то, что исправление каждой ошибки требует своего решения, чаще всего выбора оптимального средства из нескольких возможных. Требуется много усилий, да и успехи здесь не всегда очевидны. Простые педагогические истины несут секрет успеха:

пропаганда в познавательной, увлекательной форме методов во всех средствах информации;

труд – это важнейшее средство воспитания и преемственности поколений;

стремление родителей наладить тесную взаимосвязь со школой;

требования должны быть продиктованы доброжелательностью, уважением к детям;

в семье должно быть согласованность и единство.

 

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 
НА ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Приемы педагогического воздействия на трудных школьников можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных. Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных. Кроме вышеназванных приемов, в опыте учителей выявлены и вспомогательные приемы. Существует и особый прием «педагогического взрыва», пробуждающий в ученике очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении.

Созидающие приемы:

 организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);

 организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);

 вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);

 моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);

 убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);

 доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

 ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);

 пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);

 проявление доброты, внимания, заботы;

 просьба;

 поощрение;

 проявление огорчения;

 поручительство;

 проявление умений и превосходства учителя в какой-то области;

 

Тормозящие приемы:

– осуждение;

– наказание;

– приказание;

– предупреждение;

– пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания;

– проявление возмущения;

– разоблачение или выявление виновного;

– мнимое безразличие;

– ирония;

– мнимое недоверие;

– параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).

К числу вспомогательных приемов относятся:

организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает на некоторые проступки особого внимания, потому что за ними не кроется ничего серьезного).

Метод или прием «взрыва» – это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».

JoomShaper