Лавренюк Галина Николаевна,
учитель химии и ОБЖ
Работа с детьми "группы риска"
(Из опыта воспитательной работы).
К положительным результатам работы с детьми группы риска, с низким уровнем воспитанности и другим социальным группам приводят такие методы как:
посещение проблемных детей на дому, изучение положения ребёнка в семье;
организация медицинской помощи (консультации врача-психолога и других врачей-специалистов);
изучение результатов учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности; выявление и учёт пробелов в знаниях, определение путей и способов их ликвидации;
наблюдение за положением трудных детей в коллективе класса, среди товарищей;
изучение интересов, способностей, склонностей проблемных детей, возможности включения их во внеурочную деятельность.
Немаловажную роль играет работа с родителями:
родительские собрания;
индивидуальные консультации родителей;
привлечение родителей к общественной жизни класса и школы.
Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:
1) неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера
2) неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребёнка
Родители отметили наиболее часто встречающиеся ошибки:
на воспитание ребёнка обращалось мало внимания в первые годы его жизни
отсутствие чётких требований в линии воспитания
слепая любовь к ребёнку
единственный ребёнок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи
у родителей было трудное детство и у ребёнка не должно быть беззаботным
нетребовательность
основное внимание родителей на заработок
семья плохо представляет цели и задачи воспитания
поддерживают недовольство детей школой, учителями
В большинстве случаев семейных воспитательных ошибок формируется трудная личность ребёнка, которому сформировавшиеся от неправильного воспитания взгляды и поведение трудно вместить в общественные требования. Начинается конфликт ребёнка в семье, в школе, с общественными организациями.
Исправление каждой конкретной ошибки требует своего особого решения. Исправлять ошибки необходимо, но главное - предупреждать их появление. Универсального рецепта быть не может. Верно и то, что исправление каждой ошибки требует своего решения, чаще всего выбора оптимального средства из нескольких возможных. Требуется много усилий, да и успехи здесь не всегда очевидны. Простые педагогические истины несут секрет успеха:
o пропаганда в познавательной, увлекательной форме методов во всех средствах информации;
o труд – это важнейшее средство воспитания и преемственности поколений;
o стремление родителей наладить тесную взаимосвязь со школой;
o требования должны быть продиктованы доброжелательностью, уважением к детям;
o в семье должно быть согласованность и единство.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ТРУДНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Приемы педагогического воздействия на трудных школьников можно условно подразделить на две основные группы: созидающие и тормозящие. Созидающие – приемы, которые способствуют развитию положительных качеств личности и подавлению отрицательных. Тормозящие – приемы, которые способствуют преодолению отрицательных качеств и развитию положительных. Кроме вышеназванных приемов, в опыте учителей выявлены и вспомогательные приемы. Существует и особый прием «педагогического взрыва», пробуждающий в ученике очень сильные чувства и ведущий к быстрым значительным изменениям в сознании и поведении.
Созидающие приемы:
организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не догонит сверстников и не начнет хорошо учиться);
организация успеха в общественно-полезной трудовой деятельности (заключается в оказании помощи ученику, когда тот овладевает трудовыми умениями и навыками);
вовлечение в интересную деятельность (приводит к перевесу положительных тенденций развития личности над отрицательными благодаря увлеченности и успехам, достигаемым в процессе этой деятельности);
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры школьника в себя, благодаря выполнению поручений, наиболее соответствующих его интересам и способностям);
убеждение (заключается в разъяснении, доказательствах правильности и необходимости определенной линии поведения);
доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждет от него более значительных успехов, и это способствует формированию мотивации к учению);
пробуждение гуманных чувств (заключается в создании таких условий, которые вызывают у ученика сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие);
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение;
проявление огорчения;
поручительство;
проявление умений и превосходства учителя в какой-то области;
Тормозящие приемы:
– осуждение;
– наказание;
– приказание;
– предупреждение;
– пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания;
– проявление возмущения;
– разоблачение или выявление виновного;
– мнимое безразличие;
– ирония;
– мнимое недоверие;
– параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершенного одним из учеников, с тем чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося).
К числу вспомогательных приемов относятся:
организация внешней опоры правильного поведения (школьник вынужден правильно поступать в результате помощи, осуществления соответствующего распорядка, действия определенных правил, контроля за ним); отказ от фиксирования отдельных проступков (педагог не обращает на некоторые проступки особого внимания, потому что за ними не кроется ничего серьезного).
Метод или прием «взрыва» – это стремительная перестройка личности школьника в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение «взрыва» требует хорошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе «взрыв» легко может стать «педагогическим срывом».