Лавренюк Галина Николаевна,

учитель химии и ОБЖ

 

Из опыта организации проектной деятельности

Современная школа должна предоставлять каждому учащемуся возможность реализовать себя в познавательной деятельности и опираясь на свои способности, склонности, интересы, целостные ориентиры. Следовательно, задача современного учителя – так организовать образовательный процесс, чтобы он способствовал творческому и интеллектуальному саморазвитию как отдельных школьников, так и всего ученического коллектива в целом.

Одна из перспективных педагогических технологий – технология проектного обучения. Несмотря на то что проектной технологии уже более ста лет, её можно считать современной, так как, используя её, можно эффективно решать насущные задачи, стоящие перед системой образования. Технология проектного обучения способствует повышению мотивации к учению, активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей, самостоятельности и инициативности школьников.

Цель проектной технологии – самостоятельное постижение школьниками различных проблем, имеющих для них жизненный смысл, поэтому данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определённого отрезка времени, и предполагает использование совокупности проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится на основе деятельностного подхода, с учётом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, ориентированных на формирование знаний и умений учащихся и самореализацию их личности.

Тематика проектов может быть различной. Её могут определять учитель либо сами учащиеся.

Темы проектов могут быть связаны с какими-то теоретическими вопросами школьной программы и преследовать цели углубления и расширения знаний учащихся. Однако чаще они имеют отношение к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, в проектах Ярмак Ирины «Очистка воды», Ваграмян Тины «Защита озонового слоя Земли» и Варданян Седы «Состав и производство косметики и парфюмерии» потребовались знания и экологии, и химии, и биологии, и физики.

Главное в проектной технологии – получение запланированного результата. Результаты выполненных проектов должны быть вполне конкретными: если это теоретическая проблема – то её решение, если практическая – предложения, готовые к внедрению. Продукт проектной деятельности часто является результатом совместного труда и размышлений учащихся, приносит им удовлетворение в связи с тем, что работа над проектом способствует их самореализации, созданию ситуации успеха.

Таким образом, в проекте наряду с научной стороной решения проблемы всегда присутствует эмоционально-ценностная и творческая сторона.

Проект реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. Проектный цикл определяется как отрезок времени, в течение которого осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта.

 

В ходе работы над проектом проявляются личностные качества учащихся, связанные с реализацией проекта и ценностно-ориентационный, проектировочный, деятельностный, практический, контрольно-коррекционный, презентационный, оценочно.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на создание новых знаний об объекте, процессе, способы деятельности, то изменяется и роль учителя. В ходе руководства проектом он выполняет разные роли: вдохновителя, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.

В процессе проектной деятельности формируются общеучебные умения и навыки учащихся: поисковые (исследовательские), менеджерские, коммуникативные, презентационные, умения и навыки оценочной деятельности.

JoomShaper